Главный архитектор Кубани рассказал о том, зачем нужен Генплан Краснодара и специалистам, и простым горожанам
В Краснодаре в ближайшие дни стартуют общественные обсуждения Генплана развития краевой столицы. Проект, который был создан в 2012 году, затем неоднократно дорабатывался и наконец был собран воедино в цифровую модель развития Краснодара до 2040 года. Главный краевой архитектор Юрий Рысин, который принимал непосредственное участие в работе над Генпланом, в интервью нашему журналисту назвал проект конституцией, то есть документом, определяющим правила, по которым город должен жить в ближайшие 20 лет.
Что такое генеральный план развития города?
- Генплан – это послойный анализ Краснодара со всеми сферами жизни города, то есть социалка, транспорт, озеленение, экономика. Плюс там же указаны территории, которые нужно зарезервировать для строительства будущих объектов, чтобы их не застроили в настоящем. Получается, что генплан - это система ограничений, все должны научиться в этом жить. Горожане должны понять, что схема «неизвестно, когда здесь появится транспортная развязка, а пока я построю многоквартирник», больше не работает. Так больше не получится.
А еще есть сводный слой, в котором собраны все части воедино.
Зачем было разрабатывать новый Генплан, если был готовый проект 2012 года?
- Последние годы – это такая длительная эпопея внесения штучных изменений в Генплан - 2012. Понятно, что проект требовал актуализации, чтобы не отставать от времени, но, когда появляются сотня и сотня мелких изменений, они разрушают целостную систему. Генплан – это как раз та самая система, которая четко определяет правила поведения застройщиков, органов власти, жителей в части градостроительной политики в отдельно взятом населенном пункте или городском округе.
В чем особенность именно этого проекта?
- Впервые за всю историю существования города был разработан цифровой Генплан, жестко регламентированный. В кратчайшие сроки разработчики выполнили детальную аэрофотосъемку, то есть теперь любые изменения, которые жизнь заставит внести в первоначальный проект, можно будет сделать легко, с соблюдением процедуры, без ошибок – провести все четко вплоть до миллиметра. Это первая новация, от которой происходят все остальные: детальный анализ исходных данных, сбор информации от всех заинтересованных ведомств – городских, краевых, федеральных. В генплане учтены программы экономического развития страны, края и планы развития города, для того чтобы этот организм, который называется Краснодаром, жил безболезненно, без потрясений.
А как Генплан учитывает особенности Краснодара нынешнего и исторического?
- Проект, как я и говорил ранее, уникальный. Клише нет и не может быть. Тем более это касается Краснодара – города с очень сложным историческим ядром. Мы долго обсуждали, как в исторический центр имплантировать социальные объекты, которых ему не хватает, и чем при этом пожертвовать, а что необходимо сохранить. Это и южная специфика Краснодара, и транспортная стесненность, и необходимость в экологических решениях. Речь и о железной дороге, которая пересекает краевой центр и которую нужно интегрировать в город; и о реке, которая тоже накладывает очень серьезные ограничения на использование территорий. Например, около 3000 га земель находятся в пойменной части. Город продолжает развиваться. В 2012 году мы и представить себе не могли, что через восемь лет население Краснодара достигнет отметки в почти 1,5 млн. человек.
Так что разработка Генплана – это ювелирная работа с каждым кусочком территории. Так, проектировщики не считали для себя зазорным находить место и для крошечных сквериков, о необходимости которых говорили общественники. Сейчас в зеленом Краснодаре не хватает именно таких небольших общественных пространств. И нам удалось найти и сберечь такие участки, которые будут переданы под зеленые зоны.
Вы затронули тему общественных обсуждений. Насколько проект открыт для изменений в соответствии с пожеланиями горожан?
- С 22 июня начнутся общественные обсуждения. На сайте мэрии Краснодара будет открыт специальный сервис для обратной связи. Участие общественности важно – это идея губернатора. Задумка в том, что жители города изначально не должны быть в оппозиции к Генплану. Ранее уже сотни и сотни предложений мы получили, многие из которых были учтены, потому что, кроме жителя конкретного района, его проблемы и нужды не знает никто. И у нас есть уверенность, что больших противоречий между властью и горожанами не будет. У нас полная интегрированность.
Законом предусмотрена четкая процедура внедрения Генплана: месяц на общественные обсуждения в электронном виде (в современной ситуации), после этого месяц разработчикам на анализ пожеланий. Например, мы не можем дорогу провести там, где захотим – есть определенные правила. Наши разработчики очень жестко этих правил придерживаются. Так что у нас будет месяц на то, чтобы внести правки в соответствии с пожеланиями горожан и затем представить Генплан на рассмотрение в Гордуму Краснодара.
Генплан – это документ для власти и бизнеса или же простые жители Краснодара тоже могут узнать из него много полезной информации?
- Безусловно, проект будет интересен и полезен всем категориям горожан. Из цифрового плана можно легко узнать, что будет рядом с вашим домом или как будет развиваться микрорайон, в котором вы живете, в ближайшие 20 лет.
В Генплане определена роль каждой территории, будь то промышленность, или жилищное строительство, или объекты социальной сферы. Здесь есть все: правила землепользования и застройки, проекты планировок отдельных территорий, где каждое здание размещено в определенном месте. Без такого проекта сейчас развиваться нельзя. Точечная застройка, которой раньше увлекались в Краснодаре, ведет в тупик. Потому что воткнуть многоэтажку легко, а вот просчитать, чтобы рядом не было объектов малоэтажного строительства, и при этом находились объекты социальной сферы – это уже комплексный подход, которым и занимается генплан.
Мы представляем агломерационный план развития города, включающий в себя тесную связь с ближайшим к Краснодару городом-курортом Горячий Ключ, а также с Северским и Динским районами. При этом у нас нет задачи охватить кубанской столицей, как насосом, большие территории.
Генплан Краснодара будет обсуждаться в течение месяца в режиме онлайн.
Напомним, в соответствии с новым генпланом протяженность трамвайных линий в Краснодаре увеличится в 3 раза.
Ранее сообщалось, что документ включает 6 «якорных проектов».