Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС поделился воспоминаниями
«Особый» день календаря. Сегодня ровно 32 года взрыву на Чернобыльской АЭС. Когда случилась трагедия, в числе первых добровольцев были кубанцы. Самым молодым ликвидаторам последствий одной из самых страшных техногенных катастроф сегодня далеко за пятьдесят. Роман Соколовский в те годы проходил службу в рядах вооруженных сил. Сегодня он вспоминает то, что видел собственными глазами.
– Первые впечатления – шок и нереальность, я когда увидел, что стенки реактора четвертого энергоблока толщиной три метра, они были разрушены, как спичечный коробок. Сразу кинули на реактор. Мы загружали вертолеты, которые заходили, «бомбили», потому что сначала нужно было хотя бы сократить выбросы – наука не знала, что предпринять. С ходу начали «бомбить» – мы знали, что лучшее средство от радиации – это свинец, свинец приходил эшелонами. Бруски такие, его загружали на подвеску и глушили реактор. При нас вывезли сотрудников с атомной электростанции, она была выведена полностью с эксплуатации, и мы, когда увидели, практически они уже не двигались. Вот мы понимали, что такое доза облучения. Хотя призванным с запаса – вот трактористам, комбайнерам, им было сложно доказать, что вот тут опасно находиться. Правда, из средств защиты выдавали пресловутый «лепесток», как его называли, «намордник». Вот как в нем работать, через 5 минут он увлажняется, пылью забивается, и они «Роман Романыч, ну оно ж не кусает», вот был уровень. Мы оказались не совсем подготовлены. Но, тем не менее, задачу выполнили, – рассказал Роман Соколовский, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В маленьком, но уютном зале дома культуры – 140 человек из полутора тысяч краснодарцев, которые укрощали мирный атом, чтобы спасти мир от еще большей катастрофы. Многие это сделали ценой своей жизни или здоровья. Их чествуют как героев, которые по праву могут носить звание «Защитник Отечества».