Ветеран войны Бирюков рассказал о событиях ВОВ к 75-летию освобождения Краснодара

Общество

В следующий понедельник, 12 февраля, исполнится 75 лет с момента освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Свидетелей тех событий, доживших до наших дней, осталось немного. Один из них, названный в честь Ленина ростовчанин – Владимир Ильич Бирюков. Война для него началась в родных местах. Но в судьбе кубанской столицы, которая вскоре стала и его собственной судьбой, он поучаствовал от начала до конца.

Первые годы войны для Советской армии можно охарактеризовать кратко – отступление. Южный фронт не стал исключением.

– Но почему мы отступали? – спросил ветеран Великой Отечественной войны Владимир Бирюков. – Потому что немцы имели большое преимущество. Они на краснодарском направлении имели 137 танков, у нас ни одного не было на нашем направлении, ни одного. Они имели 350 самолетов, а у нас 71 самолет был: в пять раз больше. Они имели пехоты в два раза больше, чем мы в этом направлении. Орудий и минометов – в три раза. Поэтому немцы уже в августе 1942 года заняли почти всю Кубань.

В августе 42-го учитель физики и математики Владимир Бирюков в составе 57-го зенитного артиллерийского дивизиона ПВО оборонял Краснодар. Его батарея защищала мосты на Яблоновской переправе. В тех боях геройски погибли многие его сослуживцы.

– Мы вместе с саперами мосты эти уничтожили, – продолжил Бирюков. – А немецкий офицер, оказывается, его цитируют, что вот взрыв мостов задержал наступление немцев в южном направлении, то есть в Туапсе.

Город сдали, но Красная Армия избежала больших потерь. И уже через полгода дивизион №57 вернулся в Краснодар.

– Наступали вместе с пехотой, – сказал Бирюков. – Кстати, у нас было преимущество вот в чем: раньше же асфальта не было между этими и грязь была, дожди, по колено грязь была. Лошади, которые тащили орудия полевые, не могли тащить их, автомобили тоже не могли. А у нас были гусеничные трактора «Комсомолец». Так что мы за пехотой, прямо рядом, за ними так и шли. А 11 февраля 1943 года примерно в 13:00 с другими частями мы освободили Пашковскую. И весь дивизион там собрался как раз на площади, ну, и набежали там, конечно, женщины, ребята, девушки. Ну, конечно, они за шинели дергали, старались обнять, и такая радость у них необыкновенная, вы знаете – в кино это не выразишь.

После такого в кино обычно следует счастливый конец, но война продолжалась. Даже после освобождения города немецкая авиация бомбила Краснодар: железную дорогу, по которой шло снабжение для советской армии. И работы у зенитчиков хватало.

– В феврале налетов не было вот почему-то, – сказал Владимир Бирюков. – А вот в марте уже стали налеты немецкой авиации. 20 самолетов, 30, 50 самолетов. И главное – значит, что они по краснодарскому вокзалу железную дорогу крушили. И в мае особенное было, в мае налетело 109 самолетов.

На фронтовом пути Владимира Ильича были еще освобождение Украины и Польши. Успел он повоевать и на Дальнем Востоке против японцев, освобождал Харбин и до сих пор получает праздничные открытки из Китая. Краснодар же отблагодарил не только поздравлениями, а куда щедрее. Здесь Владимир Ильич познакомился со своей будущей женой и вскоре они переехали сюда жить. В мирное время он вернулся к своей профессии учителя, но о тех событиях забыть, кажется, никогда не будет сил.

– Почему мы все-таки выдержали вот это? – сообщил ветеран ВОВ Владимир Бирюков. – У нас видимо мужества больше, чем у немцев. Вы знаете, немцы – это была самая сильная армия в мире. Они вообще не дай бог как воевали. Только мы могли отстоять. Вот когда мы отступали, значит, мы все равно верили, что победим.

Вера поборола силу. Иногда это получается. Хочется ответить, что нам не придется это когда-нибудь проверять снова.