Ветеран Великой Отечественной рассказала о своих переживаниях во время войны

Общество

Самые страшные полгода для кубанской столицы с 9 августа 42-го по 12 февраля 43-го – столько длилась немецкая оккупация Краснодара. Разрушенные заводы, больницы, жилые дома. Каждый пятнадцатый краснодарец мученически погиб за эти шесть месяцев. Прошло уже 75 лет, но и сейчас от рассказов очевидцев становится не по себе. Но чтобы память поколений не стерла из нашей жизни их героизм и подвиги, мы расскажем вам еще одну из них.

– Страна моя, враги тебе грозят, но выше подними великой правды знамя, омой его земли кровавыми слезами, и пусть луч солнца уничтожит беспощадно тех варваров, тех дикарей, что кровь детей глотают жадно, кровь наших матерей.

Эти строки Елена Петровна Коссовская читает с неподдельным чувством глубокой боли, вспоминая ужас, отчаяние и страдания той страшной войны. Она все это видела своими глазами. Рассвет 22 июня, массированный налет бомбардировщиков, вой сирен, десятиклассницу Лену и всю ее семью застали в Брестской области. В тот день в начало войны не верилось. Отец девочки – Петр Далуда – был кадровым военным, менять гарнизоны приходилось часто. Уже на следующий день семья вместе с другими военными двинулась в Гомель, потом в Москву. В Краснодаре оказались только в 43-м. 19-летняя Елена, несмотря на уговоры матери, пошла служить. Ее призвали в 56 армию, в 44-й отдельный батальон восстановления железнодорожной связи.

– Горело все, трещало. Не могу, я всегда как-то воздерживаюсь от этих воспоминаний именно Краснодара. Потом, значит, задержались, когда освободили уже Краснодар, долго мы в тупике вагоны, мы там располагались, – вспоминает Елена Петровна.

Механизм, разрушающий дорогу для поездов, которые немцы, так же, как и душегубку, впервые применили на Кубани, на железнодорожников-связистов наводил настоящий ужас. Дрезина с мощным крюком гнула стальные рельсы, и движение составов вставало намертво. Елена и ее часть восстанавливали сообщение между населенными пунктами, обеспечивали связь.

– Мне всегда как-то даже неудобно. Какую-то лепту в освобождение города Краснодара я внесла и наш отдельный батальон связи. У нас всегда техразведка была. Еще немцы в городе. И часть такая, что начинали с железнодорожных станций. Еще немцы, а там уже работает техразвердка определяет, куда, что. Потому что с первых же секунд, с первых минут должна быть связь, – рассказывает ветеран Великой Отечественной войны.

12 февраля 1943 года Краснодар освободили от немецко-фашистских захватчиков, вот только часть Елены Петровны двинулась дальше. Потом были Крым, Румыния, Польша. 9 мая 45-го она встретила в Германии. В этом году женщине исполнится 94 года. Она и сейчас живет на родной и любимой Кубани. Хотя ей больно вспоминать те трагические для всей страны годы, она и сейчас помнит наизусть стихи Мусы Джалиля, каждое слово в которых отдается в сердце тяжелым эхом самой кровопролитной и беспощадной войны.

– Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у родины моей.