В Краснодаре за конвоирование заключенных отвечают 250 человек
На минувших выходных профессиональный праздник отметили конвоиры. Как правило, об этой профессии не мечтают в детстве. Специфика работы – своеобразная и подходит далеко не каждому. А между тем, от конвоиров тоже зависит спокойная жизнь законопослушных граждан.
– Во время передвижения запрещено курение, громко разговаривать. Выполнять все требования часовых. В случае совершения побега, а также нарушения режима содержания к вам будет применены специальные средства и оружие.
Озвучивать этот текст краснодарским конвоирам приходится до 15 раз в день. Столько заявок на сопровождение обычно поступает. Но пропустить подготовительный процесс только потому, что эту работу делаешь уже много лет, – нельзя: цена ошибки слишком высока.
– Обращаю ваше внимание на проведение обыска в специальных учреждениях, места наиболее вероятного скрытия запрещенных предметов. При осмотре обращаете внимание на вкладочки в головном уборе, подкладки, воротник.
Тренировочный жулик досмотрен с головы до ног, впрочем, как и автозак. Приказ получен, можно приступать к конвоированию.
– Четвертая готова. Справа в колонну по одному. Марш: один, раз, два, два. Закрыть за последним. Под охрану взяты двое.
В этот раз двое. А вообще до 15 человек вмещают городские автозаки, которые использует современная жандармерия. Это автобусы облегченного типа, в них два отсека для заключенных, разделенные железной перегородкой, и несколько одиночных камер-стаканов.
– Что находится в таком автомобиле большинству, конечно, неизвестно, – сказала специальный корреспондент телеканала «Краснодар» Тамара Шамарина. – Попасть в него не так-то просто. Либо по службе, например, как у меня, либо, что называется, не дай бог.
В этом автомобиле правонарушителей еще не перевозили. Он абсолютно новый, образца 2018-го. Интерьер изменился несущественно, говорят конвоиры. Цельнометаллический кузов, чтобы никто не смог отломать и оторвать никакую мелочь. Ведь слабость конструкции может стоить жизни, как сотрудникам полиции, так и обычным гражданам. Безопасность здесь во главе угла, но техническому прогрессу это не мешает. Оказалось, что в салоне автозака снимаем видео не только мы.
– Данный автомобиль оборудован кондиционером, оборудован световыми приборами, – сообщил замначальника управления по конвоированию УФСИН России по краю Виталий Приходько. – В нем имеется видеонаблюдение, как в помещении, где находятся часовые, так и в помещении, где находятся осужденные. Также имеется отопление в зимнее время. Имеется биотуалет, также имеется специальное переговорное устройство, которое используется между начальником караула и часовыми, а также в случае тревоги.
Сопровождать заключенных – основная миссия конвоира, но не каждодневная. После железнодорожных командировок, когда человек может провести в вагоне-тюрьме пять суток подряд. Силы как физические, так и моральные, надо восстановить.
Тир и поддержание физической формы – обязательные пункты в рабочем плане на неделю. Не стоит пропускать и комнату релаксации. Беседа с психологом и тренинг – тоже часть повседневной службы. Если нервничаешь или подавлен – могут отстранить.
– Это фоторобот человека, которого мы ищем. Вы должны его запомнить и воспроизвести.
Память, смелость, умение быстро реагировать на нестандартную ситуацию и высокий уровень самоконтроля. Качества, которые, конечно, оттачиваются, но если они изначально заложены. Сегодня краснодарское управление по конвоированию полностью укомплектовано. 250 человек отвечают за доставку заключенных из пункта А в пункт Б. И, что для меня оказалось удивительно, текучки кадров здесь нет.
– За 19 лет у нас были моменты, когда сотрудник просто в течение года посмотрел, как эта служба организована выдерживает или не выдерживает, – заявил начальник управления по конвоированию УФСИН России по Краснодарскому краю Ильгар Ахмедов. – Могут обратиться с рапортом и, соответственно, будем решать и решаем эти вопросы дальнейшего прохождения службы. Эта работа с одной стороны и сложная, и интересная.
В следующем году краевые конвоиры отметят 20-ю годовщину с момента создания. Это солидный опыт: подразделение в тройке лучших по стране, побегов не зафиксировано. Главное желание конвоиров в канун праздника – не добавлять им работы. Ведь свобода в списке ценностей – первая, особенно когда ее потерял.