Власти прокомментировали ситуацию с самостроями в Краснодаре

Общество
Пожары в «Музыкальном» уже случались. Не такие крупные, но не менее страшные. Например, в 2013 году от огня пострадала многоэтажка на Концевича.

Вообще этот район краснодарцы зовут Шанхаем. Дома стоят настолько близко друг к другу, что некоторые шутят, что за солью к соседям ходить не надо, можно сделать это через окно. Дома в основном здесь самострои, которые застройщики возвели вопреки разрешительным документам, а потом узаконили через суд. Мало кто из предпринимателей думал об инфраструктуре.  Здесь и по сей день есть проблемы с электричеством, ливневками, канализацией, дорогами.

Подробности инцидента сегодня, 16 февраля, активно обсуждают пользователи социальных сетей. Как стала возможной такая трагедия? И кто за нее ответит? Это главные вопросы, которые волнуют людей.

— Об этом должны думать органы исполнительной власти, когда дают разрешение на ввод в эксплуатацию дома с нарушениями всех возможных СНИПов и ГОСТов!

— Всех виноватых уже и след простыл.

О пожаре и его последствиях говорят не только в социальных сетях. Перед краевой администрации собрался митинг в поддержку погорельцев из «Музыкального». Пришли сотни людей. Участники собрания – среди них студенты и активисты общественной организации Молодая гвардия – высказались против незаконного возведения зданий. Они устроили флешмоб в поддержку пострадавших в пожаре. И призвали всех жителей края помочь погорельцам. Об опасности самостороев сегодня говорят на всех уровнях.

 «Меня возмущает, а где те люди, которые разрешали строительство, согласовывали строительство, которые инспектировали это строительство, которые должны были видеть эти недочеты. Где эти люди сегодня находятся», — прокомментировал Станислав Бабин, зам. председателя совета СПЧ при губернаторе Краснодарского края.

 «По поводу самостроя – совершенно очевидно, почему он случился. Потому что самовольная застройка в городе Краснодаре. На протяжении последних пятнадцати лет она достаточно серьезно развивается. Противодействие законными методами достаточно сложно. Самая основная проблема – то, что есть судебные решения. В частности по данному дому было судебное решение 2011 года. согласно этому решению суд принял дом в эксплуатацию. Почему без официальных органов это было сделано, почему суд пришел к такому выводу и почему это решение не было надлежащим образом обжаловано – нужно разбираться, нужно вникать», — заявил Вячеслав Потапов, общественный деятель.

Самострои – тема непростая. За мошенническими действиями всегда стоят люди. И, конечно, в незаконное строительство чаще «встревают» покупатели с небольшими накоплениями. Жилье ниже рыночной цены однозначно для «рисковых» граждан, которые покупают заветные метры и верят, что проблемы как-нибудь рассосутся. И такие приобретения совершают совсем не хитрые и ушлые люди, а небогатые и доверчивые. Теперь в «Музыкальном» микрорайоне вот уже сутки обсуждают, кто стоит у истоков проблемного строительства.

 «Мне бы хотелось сейчас видеть присутствие Евланова. Вот это вся вина только на них! Почему они разрешили построить вот этот район, на каком основании? Это вчера благодаря тому, что была погода нормальная и не было ветра, был бы ветер - сгорел бы весь этот наш, как они говорят, шанхайский район! Кто будет за это отвечать?» — возмутилась Татьяна Луговская, хозяйка магазина в сгоревшем доме.

Жители сгоревшего дома и их соседи с трудом сдерживают эмоции: трагедия стала общей бедой. Впрочем, чего-то подобного здесь ожидали. Район считается неблагополучным. На это указывают хаотичная застройка, проблемы с дорогами и инфраструктурой. Что ни сезон, то проблемы. Весной и осенью – потоп из-за дождя, зимой – угроза пожара.  Местные помнят, как четыре года назад полыхала многоэтажка на улице Концевича. Это в шести кварталах от сгоревшего  накануне дома.  Тогда огонь уничтожил 600 квадратных метров.  В считанные секунды огонь с пятого этажа перекинулся на шестой – мансардный. Из-за плотной застройки под угрозой оказались соседние дома. К счастью, обошлось без погибших. По словам жителей, в документах дом-погорелец значился двухэтажным коттеджем. На деле выросло шесть этажей. Экспертиза показала, что дом строился с грубыми нарушениями. В 2010 году застройщик узаконил его через суд. И подобных фактов в Музыкальном много. Поэтому борьба с самостроями – это вопрос безопасности жителей. Сейчас он остро стоит перед всеми уровнями власти. Еще на первом градостроительном совете в 2016 году губернатор Вениамин Кондратьев потребовал жестко наказывать за самовольное строительство всех, кто к нему причастен.

 «Там, где самострои, компромиссов со стороны власти быть не может, потому что слишком дорогая цена этого компромисса. И сегодня дом, который сгорел, точнее, его верхние этажи, это как раз и есть последствия где-то той слабости власти, когда те самострои были построены, а самое главное узаконено. И вот сегодня за эту слабость рассчитываются люди, в том числе цена одной человеческой жизни и 150 примерно сгоревших квартир. Это тоже трагедия для людей.  Моя позиция и позиция муниципальной власти в крае однозначная: все, кто сегодня возводит самострои и всех тех, кто помогает им их узаконивать, должны нести жесткую и неотвратимую ответственность. В противном случае вот эту разгулявшуюся волну самостроев нам никогда не остановить», — заявил Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.

Брошенный окурок стал лишь детонатором.  Проблема глубже: огонь не распространился бы так быстро по мансардному этажу, если бы его перекрытия не были выполнены из легковоспламеняемых материалов. Застройщик сгоревшего дома ранее привлекался к ответственности за нарушение противопожарных норм. Практически все дома на Прокофьева и других улицах были построены так же – незаконно, дешево и наспех.

 «Не было подано ни проектов, ни документов, на заявлений на выдачу разрешений, то есть, застройщик как физлицо, приобретал земельный участок в размере 8-10 соток, покупали их у частных лиц. И начинал возведение смаовольных объектов», — пояснила Евгения Шумейко, президент межрегиональной правоозащитной организации «Законное жилье».

 «Музыкальный» микрорайон, наверное, вобрал все проблемы в градостроительстве, которые возможно в каждом районе в отдельности. Этот микрорайон воплотил все проблемы градорстроительства, которые с которыми сейчас сталкивается город Крансодар», — высказался Алексей Волощук, лидер инициативной группы «Большая Восточно-Кругликовская».

10 лет назад, говорят эксперты, никто не обратил внимание на слишком плотную застройку и  отсутствие коммуникаций. Когда стало ясно, что быстро возведенные дома малопригодны для жизни, было слишком поздно. Представители строительных фирм вводили дома в эксплуатацию по суду, как это произошло и на Прокофьева, 3. Сегодня в 120 домах Музыкального микрорайона  живет 15 тысяч человек. Здесь нет ливневок. Никуда не делись проблемы с водой, отоплением, электричеством. Нет нормальных дорог. А многие дома по-прежнему не подключены к канализации. Застройщиком этого дома уже заинтересовались в краевом следственном комитете. Правоохранители изучают документацию и беседуют с представителями ТСЖ.

«В ходе проверки будет дана оценка в деятельности застройщика, контролирующих органов, местного самоуправления по соблюдению градостроительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности», — заявил Антон Лопатин, старший помощник прокурора Краснодарского края.

Власти призывают не покупать дешевое и опасное жилье. Чтобы не попасть в ловушку достаточно зайти на сайты администраций муниципалитетов и проверить застройщика прежде, чем праздновать новоселье.