Краснодарец-ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС рассказал о работе в Чернобыле

Общество

26 апреля исполняется 30 лет со дня крупнейшей в мире катастрофы за всю историю атомной энергетики — аварии на Чернобыльской АЭС.

Весной 1986 года произошел взрыв на четвертом реакторе, было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Общее число жертв трагедии, по разным оценкам, составило от 25 до 100 тысяч человек. В ликвидации страшных последствий принимали участие 600 тысяч человек со всего Советского Союза, в том числе и из Краснодарского края. Это военнослужащие 955-го отдельного механизированного полка войск Гражданской обороны, который располагался в то время в Динском районе. В общей сложности в первые годы после взрыва на станции через чернобыльскую радиацию прошли около 12 тысяч жителей края.

Причем кубанская воинская часть — единственная из войск гражданской обороны, задействованных на ЧАЭС, которая получила вымпел за мужество и воинскую доблесть. Среди отличившихся Алексей Скляров. Он руководил оперативной группой полка, которая занималась дезактивацией третьего реактора, самой ближайшей точки к эпицентру взрыва.  На опасный объект житель станицы Динской выезжал 55 раз. Его воспоминания продолжают серию материалов о Чернобыле в рамках нашего нового телепроекта.

«Все время во рту металлический привкус какой-то. В детстве вам приходилось железку на морозе пробовать? Все потолки, стены, полы, оборудование неоднократно мыли дегазирующими растворами. В основном это порошок св2о, то есть многократно усиленный стиральный порошок. Если не помогало, мыли щавелевой кислотой, раствором янтарной кислоты. Пол пропитался так, что пришлось этот пол, бетонный 30-сантиметровый слой, демонтировать отбойными молотками. Грохот стоял адский там. Вы представляете в закрытом помещении  работали там 30 минут . Средство защиты — лепесток. Полностью все экипированные, жара страшная. Если над станцией летают птички, значит, все нормально, если вдруг эти птички начинают исчезать, значит, будет выброс. Один раз мы чуть не попали в большущую неприятность. Я стою, и командир стоим лицом к станции. Личный состав выгрузился, стоит спиной к станции.В этот момент мгновенно наш кубанец кричит: «Граки полетели от станции!» Мы хором с ним заорали: «В укрытие!» И мы метров 120, стали чемпионами мира  вот в этом всем обмундировании, пролетели быстрее этих грачей, успели заскочить на этот АБК-2, где санобработка. Наши кубанцы называли вот этот четвертый энергоблок «кукумба». Что такое кукумба, никто не знает, якобы на каком-то африканском наречии «черная смерть», — рассказал Алексей Скляров, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС с сентября по ноябрь 1987 г.