Мэр Краснодара представил отчет о работе в 2015 году на заседании гордумы
Губернатор края предложил Владимиру Евланову баллотироваться в Государственную Думу и отстаивать интересы Краснодара на федеральном уровне.
Глава региона озвучил это на заседании открытой сессии местного парламента. На ней во время ежегодного отчета мэр Краснодара определил ключевые направления развития города в ближайшем будущем. Векторы, ориентиры, а также итоги ушедшего года Владимир Евланов озвучил перед местными жителями, депутатами и представителями бизнес-сообщества. Ежегодный отчет главы Краснодара — по сути, видение мэром основных направлений различных отраслей, в первую очередь, строительной. Сейчас мы находимся в ситуации кризиса перепроизводства. Жилых метров предостаточно, но социальная инфраструктура отстает. В непростых экономических условиях местные власти предпринимают максимум усилий, чтобы проблему решить, считает мэр, но этого не хватает. Бюджет города не способен полностью обеспечить Краснодар детскими садами и школами. Поэтому ставку глава делает на помощь краевых властей и застройщиков, за счет которых учреждения будут возводить. Большие надежды связаны и с бизнесом. По сравнению с 2014, в прошлом году инвестиции в средние и крупные предприятия показали значительный рост — более 70%. Знаковые события и в промышленности — завершение строительства еще одного завода CLAAS и переговоры по созданию цеха для сборки трамваев. В целом же из отчета мэра становится ясно — Краснодар справляется с кризисом лучше многих других городов страны, но проблемы все же есть. По словам Владимира Евланова, число жителей уже давно превысило миллион, а по сравнению с 2014 в прошлом году главный гарант благополучия города, бюджет, сократился на два миллиарда. Поэтому нужны инвестиции, в том числе и государственные.
Тем не менее, не смотря тяжелые экономические условия, город сохранил рост промышленного производства. В прошлом году он составил 9%. Положительная динамика прослеживается и в сельском хозяйстве — плюс почти полтора миллиарда. Хороший результат показали транспортная отрасль и связь. Но вместе с тем стало больше убыточных предприятий. Многие представители малого бизнеса, особенно те, что работают с иностранными поставщиками, сокращают свою деловую активность и даже вовсе уходят с рынка.
В ситуации в экономике Владимир Евланов начал свой доклад с того, как Краснодар пережил прошлый год. Кроме того, говорили о платных парковках, стрессе на рынке жилищного строительства, импортозамещении и развитии городской среды.
В числе пострадавших от кризиса — торговля. Оборот розницы вроде и прибавил несколько процентов, но исключительно за счет роста цен. В пересчете на ценники 2014 это даже и не рост, а снижение. Потребители экономят. Тоже самое с общественным питанием. Увеличилось и число убыточных предприятий, констатировал глава города.
«Уровень безработицы за прошлый год увеличился до 0,4 %. Этот рост можно назвать и двукратным, и значительным. В любом случае, это один из самых низких показателей в России. В целом вышеприведенные цифры показывают, что Краснодар, как и все, живет в условиях кризиса. Работавшие до этого экономические подходы сейчас сбоят. Где-то, как в аграрном секторе и импортозамещающем производстве уже появились положительные результаты, которые, я надеюсь, получат дальнейшее развитие», — отметил Владимир Евланов, глава Краснодара.
Одна из положительных тенденций — курс на импортозамещение. Он подстегнул активность бизнеса. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий исчисляется десятками миллиардов. В ряду знаковых событий 2015 года — открытие второй очереди завода CLAAS, который перешел на полный цикл производства сельхозтехники. Событием стал и конгрессно-выставочный центр «Экспоград-Юг». Тот самый рост в сельском хозяйстве, о котором уже говорилось, демонстрирует и растениеводство и животноводство. Краснодар стал производить больше молока и яиц. Вышла из банкротства краснодарская птицефабрика.
Отдельной темой открытой сессии стало строительство. В 2015 году краевой центр установил очередной рекорд, сдав в эксплуатацию 2 млн квадратных метров жилья. А объем общестроительных работ при этом пошел на снижение где-то на 20 %. Причины объективные — денег у населения стало меньше, банки ужесточили условия ипотечного кредитования. Вместе с тем, судя по количеству квартир, выставленных на продажу, в Краснодаре назревает кризис перепроизводства. Строительный бум в свое время дал городу дополнительные рабочие места, подстегнул развитие смежных отраслей экономики и позволил создать рынок доступного жилья, в том числе и для решения проблем с аварийным фондом. Обратная сторона медали — в погоне за низкой ценой выросли целые районы, которым нужна социальная инфраструктура.
«Говоря о генплане как стратегии развития города на ближайшую четверть века, мы должны понимать, что при нынешнем уровне финансирования, например, за счет муниципальных и краевых средств за 25 лет мы сможем построить только 30-40 школ, около 200 детсадов, отремонтировать или реконструировать несколько сотен километров дорог, я не говорю даже о мостах и развязках, которые без федерального финансирования не построишь. И это при достаточно позитивном развитии ситуации. При этом вышеназванное — это то, что нужно Краснодару уже сейчас, в существующей застройке, при нынешнем количестве жителей», — сказал Евланов.
Поэтому строить жилье без социальной инфраструктуры больше не разрешат. Школы, детсады, больницы и парковки будут возводить одновременно с жилыми массивами, исходя из числа квартир. Естественно это скажется не только на качестве, но и на конечной стоимости жилья. Да и сами девелоперы не осилят задачу без доступа к «длинным» кредитам под бюджетные гарантии.
«Предложение поддержать строителей дорогого жилья — это шанс не только спасти нашу строительную отрасль, развернув ее от конкуренции ценой к конкуренции качеством, но и уже на горизонте пяти-семи лет изменить вектор развития городской среды», — считает мэр.
А она напрямую зависит от бюджета. В прошлом году Краснодар отчислил в консолидированную казну края 70 млрд рублей. А общий бюджет города едва превысил 20 млрд. Как их потратили? Почти всю сумму — 90 % — забирают неотложные расходы по обеспечению города. Не удивительно, ведь по свежим данным ФМС, в Краснодаре уже 1 млн 110 тысяч жителей. Самая ёмкая строка расходов — образование, почти половина всех затрат. Нетрудно рассчитать, что при такой ситуации на инвестиции в инфраструктуру остается немного. А в городе ждут завершения неотложные социально значимые проекты.
«Наиболее остро требуют краевой поддержки вопросы завершения реконструкции улицы Восточно-Кругликовской, строительство ливневого коллектора по ул. им. Петра Метальникова. Реализация этих проектов была начата в рамках программы «Краснодару - столичный облик» и «зависла» после ее отмены этой программы. Отсутствие коллектора сдерживает развитие всей северо-восточной части города, снижает качество жизни одной четвертой населения Краснодара. Если мы не завершим эти работы в ближайшее время, мы будем постоянно топить население и создавать неудобство для жителей. Поэтому вот моя просьба, чтобы мы отдельно рассмотрели эти вопросы», — сказал Владимир Евланов.
Целевая программа «Краснодару - столичный облик», которая перестала существовать, помогала также финансировать развитие сети школ и детских садов. В 2015 Краснодар ввел дополнительно рекордные 10 тысяч мест и избавился от актуальной очереди. Следующий вопрос — как усадить всех за парты. Сейчас в город одновременно возводит 10 пристроек к школам и завершает новый объект в хуторе Ленина. Без участия краевого бюджета муниципалитету задачу не осилить.
Владимир Евланов не обошел и вопрос, который обсуждали весь минувший год на просторах интернета, — развитие сети платных муниципальных парковок. Уже есть больше пяти тысяч мест, за два года их количество хотят увеличить до восьми тысяч. Курс на платные паркоместа городская власть не поменяет — без этой меры в городе не решить проблему пробок. На сессии мэр еще раз озвучил свою позицию:
«Купить машину за миллион или больше рублей — это нормально, а платить за ее законную парковку, не бросать на газонах, тротуарах, пешеходных переходах, да и просто иногда пройтись квартал-другой — это наши уважаемые автовладельцы ну никак не могут. Что ж, придется эту культуру прививать. Да, мы можем корректировать работу парковок, делая их более доступными для некоторых категорий жителей, развивать абонементы. Но важно понимать, что в центре любого города место — это дефицитный ресурс, и его использование имеет цену», — заявил мэр.
Краснодарский опыт часто сравнивают с московским. Мол, в столице обошлись без инвестора и всю прибыль в бюджет забирают, а Краснодар имеет только 10%. Но столица потратила на них 16 милиардов, а вернула только 6 из них, то есть пока 10 миллиардов убытка. А в краевом центре за создание парковочного пространства платил инвестор. При этом бюджет города в накладе не остался. Он получает 10% от выручки, а через 5 лет, согласно договору, будет забирать все 100.
«С начала своей деятельности в Краснодаре инвестор вложил в парковки — асфальтирование площадок, оборудование и программное обеспечение — 200 миллионов рублей (мы не Москва, масштабы у нас меньше). За два года парковки принесли 100 миллионов рублей. Я говорю о сумме, поступившей при оплате за парковку, а не о прибыли, которой у инвестора еще нет. Городской бюджет же за этот же период получил от парковок 10 миллионов рублей. Плюс к этому — налоговые платежи во все уровни бюджетов», — добавил Евланов.
Несмотря на тревожные тенденции в экономике, в 2015 году Краснодар неплохо смотрелся в рейтингах благополучия, был признан Правительством России самым благоустроенным городом страны. В интегральном рейтинге института «Урбаника», который учитывает качество городской среды, стоимость жизни и другие важные показатели, мы на втором месте после Сургута. А финансовый университет при Правительстве включил Краснодар в пятерку городов-отличников по качеству жизни. Он на четвертом месте после Тюмени, Москвы и Казани.
«Во-первых, пятерка — это прекрасно, но у нас есть еще и стимул двигаться дальше и достигать показателей на передовых позициях в числе первых мест. Главное — действовать сообща, не обольщаясь возможностью быстрых перемен к лучшему, но работать на результат в перспективе», — сказал Владимир Евланов, глава Краснодара.
На острие проблем, которые нужно решать на перспективу, работает городской парламент. Минувший год для депутатов был насыщенным. Обсудили почти три сотни вопросов. Самые популярные темы — жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, городская застройка и земельные отношения. Продолжается работа по выделению новых скверов. За последние три года решением депутатов создано больше 60 зеленых зон. Позицию мэра по кардинальному изменению городской застройки депутаты поддерживают.
«Нет детсада, школы, поликлиники — нет и стройки. В противном случае мы не только не решим проблемы сегодняшнего дня, но и подготовим почву для будущего социального взрыва в густонаселенных районов. Там нужно соблюдать достойное условия для жизни, а не превращать их в спальные мешки», — отметила Вера Галушко, председатель городской думы Краснодара.
В общественные приемные краснодарских депутатов в минувшем году поступило 15 тысяч обращений.
«Граждан беспокоит рост тарифов на коммунальные услуги. Они жалуются на плохое уличное освещение. Ямы и ухабы на дорогах и во дворах, неудовлетворительное качество бытовых услуг. указывают на необходимость капремонта многоквартирных домов, лифтов. Детских игровых зон, отсутствие спортивные площадок на многих придомовых территориях», — добавила Вера Галушко.
Часть этих вопросов удается решить благодаря программе по исполнению наказов избирателей. В 2015 на эти цели выделено 224 млн рублей. Половина средств потрачена как раз на благоустройство дворов и ремонт дорог. На итоговой сессии работа думы большинством голосов признана удовлетворительной, а оба доклада приняты к сведению.