Юбилейную медаль получит ветеран Евгения Щербинина

Общество

 

Она признается, что была готова погибнуть и не мечтала дожить хотя бы до 25 лет. Сейчас ей 93.

Рассматривая фронтовые фотографии, Евгения Михайловна вспоминает своих коллег. Время стерло из памяти их имена. Но события 70-летней давности она не забывала ни на секунду. Едва став совершеннолетней, Женя попала на фронт. И практически сразу – в блокадный Ленинград. Тоненькая медсестричка, она была самой молодой в военном госпитале. Но на возраст тогда скидок не делали.

 «Сутки я на дежурстве, в отделении дежурю. На вторые сутки мне отдых. А какой отдых? Было такое распоряжение – если бомбежка, кто-то должен идти дежурить в бомбоубежище. А кто-то лезет наверх. Там бросают фугаски - чтобы их гасить», – рассказала Евгения Щербинина, ветеран ВОВ.

Юная Женя, как и каждая медсестра в госпитале, помогала врачам: омывала от крови и бинтовала страшные раны, с ложки кормила солдат. Самым сложным, вспоминает Евгения Михайловна, было убеждать тяжело раненых, что надо бороться за жизнь. И даже в «выходные» дни медсестрам и санитаркам было не до отдыха.

«А 41-42 годы самые тяжелые были. Топливо закончилось, дров нет. Каждый госпиталь для себя заготовки делал. Вот мы ездили в лес  тоже. Норму нам надо было дать. Вот 3 кубометра на двоих в день надо было спилить. С корня лес спилить, снять все сучки топором, распилить на трехметровые штуки и сложить их в штабель»

Вся тяжесть работы в блокадном Ленинграде лежала на военнообязанных. А из гражданских на работу в госпиталь брали только тех, кто уже буквально умирал от голода. Одну из девушек спасла и Евгения Михайловна, она делила с молодой санитаркой не только тесную комнатушку в общежитии, но и скудный паек.

«Хлеб или сухари нам выдавали накануне. Вот сегодня вечером – на завтрашний день. Так она свой хлеб сразу съедала, а я свой хлеб с ней потом делила. Она выжила. Хорошо, нормально перенесла блокаду».

После Победы молодая Евгения встретила будущего мужа. В феврале 49-го они переехали в Краснодар, и девушка устроилась в 4 городскую поликлинику, работала участковой медсестрой.

«Кому уколы сделать, кому пиявки поставить, кому банки. Раньше такие были процедуры».

В родной поликлинике Евгения Михайловна не была уже около 20 лет. За это время коллектив практически полностью сменился. Из знакомых остались лишь пара человек. Те, кто в последние годы работы медсестры только начинали свой трудовой путь.

«Аллочка Петровна, конечно! Сколько лет проработали, я уже на пенсию ухожу».

О годах в поликлинике Евгения Михайловна рассказывает с большой радостью. Говорит, если бы позволяло здоровье, то и сейчас с удовольствием вышла бы на работу. И хотя трудовые будни далеко позади, фронтовая медсестра для молодого поколения врачей – пример. К 9 мая Евгению Михайловну они собираются пригласить в поликлинику, чтобы она рассказала о войне, в которой сама не надеялась выжить.