Артисты хора им. Александрова поздравили с 70-летием Победы краснодарского ветерана
В ответ он подарил свои книги. Ведь без орденов и медалей Иван Лотышев — путешественник, автор путеводителей по Кубани, библиофил и долгожитель журналистики.
Иван Лотышев помнит каждый шаг по обожженной земле. Радистом 103-й курсантской стрелковой бригады он прошел от Тамани до Новороссийска. В армию ушел, когда было 19. Так и не успел поступить во ВГИК. Хотел стать сценаристом, а стал военным журналистом. Свои репортажи Иван Павлович писал прямо на передовой, сидя в окопе. Все его материалы, в том числе очерки и стихи, публиковали в газетах «Красный черноморец» и «На страже». Спустя 70 лет он вспоминает войну через призму своих текстов о подвигах других. Например, о севастопольском журналисте, который воевал в разведотряде.
«30 мая он со своим отрядом высадился десантом в районе Сукко недалеко от Анапы. Немцы их обнаружили, завязалась перестрелка. Они воевали с немцами до самого вечера. Он подпустил немецких солдат к себе. Когда они подбежали, окружили его, он бросил противотанковую гранату. И себя, и немцев подорвал», — вспоминает Иван Лотышев, заслуженный журналист Кубани.
В свои 93 Иван Павлович так же полон сил. Сейчас работает над книгой о кубанских военных корреспондентах. После войны журналистику не оставил. Пошел дальше — выучился на редактора в Москве. Работал в краснодарском издательстве 20 лет и написал десятки книг. Для создания путеводителей и сборников кубанских легенд репортер отправился в путь по берегу моря от Ейска до Батуми, большую часть прошел пешком. Для Ивана Павловича это не подвиг, а просто образ жизни.
Дома у журналиста — настоящий музей книги. Миниатюрные издания в центре коллекции. Самую первую книжку — стихи Маяковского — подарила учитель русского языка. С ними Иван Павлович прошел всю войну. С тех пор ветерану удалось собрать несколько уникальных изданий. Здесь и басни Крылова, которые вышли при жизни автора, четыре Евангелия 1909 года, сочинения Ленина о Толстом и самая маленькая книга — цитаты писателей и поэтов. Редкое издание в двух экземплярах размером с ноготь и версия для чтения.
Годами Иван Павлович собирал и другие редкие издания — газеты военных и даже дореволюционных времен. Открыл музей кубанской журналистики, но сейчас для него нет помещения. Мечта ветерана — дать вторую жизнь проекту, чтобы сохранить летопись войны.