В Краснодаре нашлись родственники фронтовика, чьи останки обнаружили поисковики под Ростовом-на-Дону

Общество

Советский матрос Яков Найденов числился пропавшим без вести. Но его фамилия оказалась «говорящей» и солдата нашли ростовские поисковики. Правда, всего год назад под Таганрогом. Об этом «Краснодар 24» рассказывал в новостях. После эфира в редакцию позвонил житель Краснодара и сообщил, что он внучатый племянник героя.

«Честно, екнуло сразу! Когда я зашел к матери, передача как раз шла. Я ее спросил, это не наш родственник? Она говорит: «Нет». Но что-то екнуло. Душа потянулась, чтобы найти его, привезти сюда», — рассказывает Валерий Бирюков.
Точку в предчувствиях Валерия поставил звонок тети. Алла Сергеевна позвонила племяннику сразу после эфира новостей и сообщила: Найденов Яков Андреевич — родственник!

«Потому что Найденов Яков 1899 года, и Фрунзе, 104 адрес. Жена Наталья, а что еще нужно для подтверждения? Я не знаю, все сходится! — уверена Алла Кривоносова.

По словам пенсионерки, на этом снимке — тот самый Найденов со своими сестрами. Одна из них — мать Аллы Сергеевны, другая — бабушка Валерия. Соответственно, они племянница и внучатый племянник Найденова. Кстати, об адресе. Найденов проживал на Фрунзе, 104. Его возможные родственники живут на Фрунзе,124. Оказывается, после войны изменилась нумерация на этой улице, и раньше этот дом действительно был 104-м. Этот факт семья выяснила, когда проводили приватизацию.

— Еще наш прапрадед строил это, типа постоялого двора. Рядом же Сенной базар. Хотел на старости лет сдавать квартиры.

Эта задумка так и не воплотилась в жизнь. В квартирах проживали не постояльцы, а родственники: семьи раньше были большие, многодетные. Между собой жильцы так и говорили: Найденовский двор. До самой войны «чужаки», не из клана Найденовых, здесь не проживали, поэтому призваться на фронт отсюда мог только родственник. По словам Аллы Сергеевны, вот в этом домике и жил Яков Найденов вместе со своей женой, до войны он был механиком.

Есть в этой истории и две нестыковки. По информации краевого военкомата, у Якова Найденова помимо жены был сын Федор. А во время оккупации супруга с ребенком перебралась в Казахстан. По воспоминаниям Аллы Сергеевны, семья была бездетной, и Наталья Краснодар не покидала. Якобы потомки советского солдата уверены: архивариусы ошиблись, перепутали с кем-то.

— Пускай даже останки только остались, но это человек! Это важно, это история, это, извините, мой род. Он отдал свою жизнь, защищая свою Родину, защищая своих детей, пускай не его родных детей, чужих, но он их защищал, он защищал страну от фашизма.

Свою жизнь морской пехотинец Найденов потерял в настоящей мясорубке. В марте 1942 года под Таганрогом развернулся жесточайший бой за курган Соленый. За три дня погибли более полутора тысяч матросов 102-й стрелковой бригады. Удержать высоту не удалось. Фашисты бросили на наших танки.

Ростовские поисковики не первый год работают на том месте. Яков Найденов — один из немногих, чьи останки удалось опознать по именному жетону. Воин лежал в окопе на глубине двух метров с пулеметом в руках. Рядом с ним — портсигар, противогаз, котелок и две гранаты. Применить их матрос так и не успел.

«Все-таки человек отдал жизнь. Мы считаем, что он должен быть похоронен в Краснодаре, откуда и призывался. Верните своего солдата домой и похороните с почестью», — говорит Игорь Третьяков, руководитель поисковой организации «Последний след войны».

Вопрос о перезахоронении взяли на себя городские власти. Уже определено место на Славянском кладбище и примерная дата — в апреле. Церемония пройдет со всеми положенными почестями, эту миссию на себя возьмет военкомат. А пока Валерий собирается в дорогу, поедет на тот самый курган под Таганрогом. Говорит, что должен увидеть место, где погиб дед.