Краснодарскому музею имени Фелицына – 135
Тогда почетный гражданин Екатеринодара историк и библиограф Евгений Фелицын собрал несколько несколько уникальных коллекций — статуи половецких баб и регалии Кубанского казачьего войска — в областном статистическом комитете. Сейчас в фондах музея Фелицына уже более полумиллиона экспонатов.
Уникальный кувшин попал в музей две недели назад и заставил сотрудников пересмотреть все архивы. Своеобразная надпись «Краснодар — Екатеринодар» повел их по ложному следу: решили, что это ваза в честь 200-летия кубанской столицы. После долгих исследований антиквары постановили: это огромная редкость, одно из первых произведений городского фарфоро-фаянсового завода и награда за ударный труд. Реставраторов пока ждет и конфетница из чистого серебра. Ее нашли на мусорке. Когда дорогая вещь попала в музей, специалисты ахнули: на конфетнице польский дворянский герб и дата — июль 1914. По одной из версий, ваза могла быть использована в качестве приза на Второй русской олимпиаде в Риге 1914 года, которая оборвалась из-за Первой мировой войны. Преподнес как-то уникальный подарок и сам музей: девять лет назад в залах во время ремонта рабочие нашли настоящие фрески. Теперь с выставкой бабочек соседствуют изображения муз. Кстати, предположительно, это комната досуга для женщин дома купцов Богарсуковых.
Кальянная комната — единственное помещение в музее, где реставраторам удалось восстановить всю роспись, как на стенах, так и на потолке. По версии исследователей, на фресках было изображено то, что видел глава рода Богарсуковых Никита во время своего путешествия по Османской Империи: богатый дом, жилища бедуинов и античные развалины. Еще один привет из прошлого пришел из Нью-Йорка. Там живет правнучка Екатерины Губкиной, которая до революции владела гранд-отелем — доброй половиной музея. Правнучка передала личные вещи своей родственницы: сумочку, элегантное черное платье, платок. К юбилею музея не забыли и о тех, кто первым передал раритетные вещи во владение тогда Кубанского войскового музея. Казак Аулов, уже будучи 90-летним, отдал свое обмундирование в 1910 году во владение музея. Сейчас это экспонат уровня Эрмитажа — мундиры военных трубачей практически не сохранились.
В музее имени Фелицына есть и другие предметы времен Первой мировой войны. С помощью нескольких коллекционеров музей собрал выставку в честь 100-летия войны: каски, зажигалки, кружки с именными надписями и оружие. Кстати, несколько экспонатов попали в музей еще когда шли сражения. Это трофейное оружие из Персии, которые привезли казаки: индо-иранский нож, топоры Теберзин, кремниевые ружья. В лидерах экспозиции — эксклюзив, результат «фотошопа» 1915 года. На картине бой под Саракамышем. Главному герою вклеили фотографию, чтобы подтвердить портретное сходство персонажа с героем, которому и подарили картину.
В музее хранится более полумиллиона экспонатов с богатой историей, их ряды пополняются каждый год. Узнать все тайны выставочных залов можно, просто посетив экспозиции.