Мигранты есть, но их мало: как транспорт и пищепром переживут уход иностранцев
Губернатор Кубани дал 3 месяца отрасли перевозок и пищевой промышленности на то, чтобы отказаться от иностранных сотрудников, работающих по патентам. Телеканал «Краснодар» узнал у экспертов из этих сфер экономики, какие последствия возможны.
С ходу специалисты отметили, что любое подобное решение всегда вызывает стресс экономики в первое время. То, как будут развиваться события, во многом зависит от диалога между властью и бизнесом. То есть будут ли дополнительные меры поддержки для предприятий.
На Кореновском молочно-консервном комбинате работников, попадающих под ограничения, нет. Это при том, что на производстве трудятся около 2,7 тысяч работников, многие семьи – в нескольких поколениях. Почему не привлекают приезжих? Дело в том, что на линиях стоит высокотехнологичное оборудование. И даже для простых операций нужно владеть компьютером. Таких навыков у мигрантов нет.
- За прошлый год на нашем комбинате сложилась средняя зарплата 48 тысяч рублей. Кроме того, что мы повышаем зарплаты, мы повышаем и производительность. Есть национальный проект «Производительность труда», там тебя и обучат, и наставники приедут. У нас при росте производительности труда люди не остаются лишними, они вовлекаются, переучиваются. Поэтому их доход увеличился, - отметил гендиректор предприятия Игорь Московцев.
В сфере продовольствия труд мигрантов чаще используют на начальном этапе – сбор урожая. Наши люди всё меньше готовы работать именно физически, они быстро устают – это общая тенденция. Даже на заводе у станка порой не хватает сил стоять всю смену. Организм просто не справляется с нагрузкой.
Это же происходит в сфере транспортных перевозок. Представьте, вам нужно весь день не просто «крутить баранку», а еще стоять в пробках и переживать, что не успеваешь проехать по маршруту. Желающих подвергаться стрессу почему-то немного.
- Для транспортной отрасли дефицит водителей огромен. С каждым годом он всё острее. Есть несколько факторов. Это и демография, потому что если мы посмотрим на возраст водителей, то практически все они 45+. Молодых ребят очень мало, с каждым годом их всё меньше и меньше. Немаловажный фактор – СВО, где потребовались профессиональные водители. Где их брать? – задается вопросом президент Ассоциации Союза транспортников Кубани Иван Петров.
Процент мигрантов в перевозках небольшой, но он есть. Люди ошибочно думают, что иностранцы работают почти на всех маршрутках. В действительности там много мужчин из ближайших республик с российскими паспортами. Так что акцент и борода могут быть обманчивы.
Работающих по патентам единицы. Другие иностранцы приехали из стран Киргизии, Казахстана. На вторых ограничения не распространятся. На Юг в основном приезжают жители других регионов. А вот иностранцы стремятся в Москву и Питер.
- Какой-то процент людей, действительно, уйдет. Я не думаю, что эти люди (водители) уедут к себе на родину. У нас осталось то же строительство. Водитель, который работал на фуре, он останется в России, только перейдет в строительную компанию, будет возить бетон. Результат: какой-то процент такси не выйдет, или несколько автобусов не выйдут на линию, потому что этих людей не станет и заменить людей в краткосрочной перспективе мы не сможем, - считает Петров.
И привлечение кадров зарплатой не сработает. Ведь если водитель из одного предприятия уйдет на другое, то нехватка сохранится, просто в другой компании. Решить проблему можно будет только воспитанием интереса к таким квалификациям у молодежи.
- Это не первая волна ограничений. В своё время сыры научились делать и т.д. Инженерные кадры, высокотехнологичное производство, преподавательские кадры – здесь есть острая нехватка. Нам придется выпускать собственные самолеты, суда строить... Сейчас зарплаты главных инженеров на высокотехнологичные предприятия сумасшедшие. Конечно, ребята будут приобретать эти квалификации, - подчеркнул Игорь Московцев.
Хорошая тенденция, пример всем регионам… Узнали, что думают россияне о запрете на работу мигрантов в Краснодарском крае.
Ранее власти Кубани заявили, что регион дает время строителям подготовиться к отказу от мигрантов. Строительная отрасль освобождена от региональных ограничений временно.